Об АРДИ / Профессионалам / Зоотерапия и лечебная кинология

Зоотерапия и лечебная кинология

    Из выступления Беркович Марии педагога психолога по работе с детьми-инвалидами.


    В последние годы проблема  детского аутизма приобретает всё большую актуальность. По данным статистических исследований, проведенных в 2006 году, аутизм занимает второе место в мире среди нарушений развития у детей.

    Ранний детский аутизм (РДА) - одно из самых странных и загадочных заболеваний.  Правда, большинство психологов, психиатров и прочих специалистов считают, что РДА - не заболевание, а своеобразное состояние. Аутизм, по определению психологов - во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений и интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие.
     

     О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг в книге «Аутичный ребёнок: пути помощи» говорят о том, что «Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков. Вместе с тем близкие, как правило, не сомневаются в том, что их внимание, ласка нужны малышу даже в том случае, когда они не могут успокоить и утешить его. Они не считают, что их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним: .случается, что он дарит им мгновения удивительного взаимопонимания. В большинстве случаев родители не считают своих детей и умственно отсталыми. Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица - все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле "все может" и, по словам одной из мам, "его надо только немного подправить".


    Ещё один краеугольный камень  проблемы РДА -  поиск причин  этого нарушения.  Этот поиск ведётся более полувека, и до сих пор не существует общепринятой теории возникновения аутизма.


    Среди предполагаемых причин рассматриваются следующие:


    1. Психогенные причины: аутизм возникает вследствие психологической травмы, полученной в детском возрасте.

    2. Неврологические причины:  ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит  недостаточность центральной нервной системы. 

     В настоящее время принято выделять четыре группы аутизма - четыре своеобразных «маршрута развития» при аутизме.

     
    Первая группа отличается отсутствием речи, полевым поведением, почти полным отрешением от мира, не демонстрирует избирательность в контактах с миром. Часть детей начинает говорить в раннем возрасте, но затем речь постепенно или в результате стресса, исчезает. Внутренняя коммуникативная речь может существовать и развиваться, но заметить это можно лишь после длительного знакомства с ребенком

    Вторая группа. Неприятие любых контактов и изменений, которые не нравятся ребенку. Активное стремление к сохранению постоянства окружающей среды, коммуникативных и речевых форм. Речь скандирована. Основная проблема - экстремальная избирательность. Бытовые навыки усваиваются с трудом, но прочно. Типично большое количество двигательных стереотипий. Очень ярко выражено различие вербального и невербального интеллекта, невербальный может быть в норме, в то время как вербальный значительно снижен. Пассивный словарный запас значительно шире, чем активный, это проявляется в тех случаях, когда ребенок попадает в ситуацию необходимости быть понятым. Очень четко, по сравнению с детьми других групп, проявляются страхи.


    Дети третьей группы часто производят впечатление "сверхобщительных". Это дети, поглощенные одними и теми же занятиями и интересами, много и хорошо говорят, но обращаются при этом к абстрактному собеседнику. Им не нужна обратная связь, они редко заботится о том, чтобы быть понятым. Такие дети не умеют слушать и не заинтересованы в обмене информацией. Они, как правило, имеют богатый словарный запас и хорошо развитую речь, которая у них по большей степени остается монологичной. Обычно речь является у таких детей основным способом аутостимуляции, похожа на скороговорку.

    У детей четвертой группы аутизм выражен в наиболее легкой форме. Они больше похожи на заторможенных, неловких, отстающих в психическом развитии детей. Повышенно ранимы в контактах, речь замедлена. Устанавливают глазной контакт легче, чем дети первых трех групп. Кажутся более отсталыми, чем дети третьей группы, хотя это и не так. Их проблемы особенно ярко проявляются при реальном взаимодействии с людьми, при попытках организовать сложные взаимодействия.

     

     

    Зоотерапия и лечебная кинология.

    В данном параграфе мы будем, как на основной источник, опираться на книгу  А. Субботина и Л. Ращевской «Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация». Эта книга на данный момент является наиболее полным собранием информации об истории,  задачах и методах зоотерапии. Концепция «терапии с участием животных» («пет терапии») была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960 х годах, когда он обнаружил, что его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на Западе. В настоящее время общение с животными используется для лечения достаточно сложных заболеваний, таких, как ДЦП, аутизм, гиперактивность, сердечнососудистые заболевания. Это направление широко развивается и распространяется не только на Западе, но и у нас в стране.Сейчас существует достаточно много видов Пэт-терапии, с которыми мы вас сейчас кратко ознакомим.


    Зоотерапия и лечебная кинология

    Дельфинотерапия  Основателем этого терапевтического направления считается доктор Дэвид Натансон, который начал заниматься ей в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфином речью.  По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению людей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чем то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. В случае когда «функцию учителя» выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этим животным. Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными.

     

     Иппотерапия  Еще одним видом зоотерапии является лечебная верховая езда. Специалисты называют иппотерапией далеко не всякое взаимодействие больного человека с лошадью, а только именно лечебные процедуры для людей с нарушениями опорно двигательного аппарата, в отличие от оздоровительной верховой езды и верховых прогулок как средства психотерапии. Лечебная верховая езда в первую очередь показана инвалидам с травмами конечностей и позвоночника, при частичном или полном параличе ног, атрофии мышц, детском церебральном параличе, а также тем, кто страдает искривлением позвоночника и нарушением осанки. Как общеоздоровительная процедура верховая езда может применяться при реабилитации больных, перенесших тяжелые кардиологические и легочные заболевания, и при вегето сосудистой дистонии. В Англии, стране с давними традициями конного спорта, иппотерапия применяется даже в психиатрии, для лечения не только неврозов, но и психозов, при слабоумии и даже при алкоголизме и наркомании.

     

    Канис-терапия (или лечебная кинология) - терапия, использующая контакт человека и собаки.
    Взаимоотношения собаки и человека вызывают научный интерес уже давно. В данной главе хотелось бы рассмотреть аспекты помощи и лечения, предоставляемых человеку собакой и другими животными. Издревле замечено, что собака достаточно сильно влияет на человека, причем это влияние носит в основном позитивный характер.

    Собака лечит на расстоянии. Она может снимать приступы мигрени, излечивает истероидные состояния, восстанавливает человеку душевный комфорт, помогает (если за ней внимательно наблюдают), предсказывать начало различных болезней, когда никакие анализы еще не указывают на них.

    А. В. Субботин и Л.Л. Ращевская рассуждают о том, в чем состоит преимущество лечебной кинологии в сравнении с другими подходами зоотерапевтических направлений.

    В первую очередь потому, что это первые животные, прирученные человеком, а следовательно, понимающие и принимающие повадки человека как существа.

    Во вторых, у собак сильно развита наблюдательность. Именно эта их способность позволяет многим владельцам собак, не знакомым с наукой о поведении животных, порой подозревать собаку в умении читать человеческие мысли. На самом же деле животное может понять смысл мельчайших деталей человеческой мимики, как и его скрытые намерения, уже на такой стадии, когда хозяин сам еще не решил, что он намерен делать.

    В третьих, чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребенку, нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться, особенно когда речь идет о крупных и добродушных псах вроде сенбернаров и ньюфаундлендов. Но обычно собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уж назойливого внимания детей - факт, обладающий значительной воспитательной ценностью В результате дети, еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими.

    В четвертых, собака умна.

    В пятых, собака от природы лекарь. Ее слюна обладает бактерицидными свойствами благодаря наличию в ней лизоцима. Этим обусловлено быстрое заживление различных ран и ссадин, которые она лечит зализыванием.

    В шестых, собака человеколюбива. Она испытывает необычайную любовь к детям. И ученые не могут пока объяснить эти собачьи чувства обычной привязанностью. Даже волки - самые близкие родственники собак, могут по человечески заботиться о детях. Всем известна легенда о близнецах Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, или рассказ о мальчике Маугли, воспитанном волчьей стаей.

     


    Из всех домашних животных собака легче всего приспосабливается к жизни с человеком и привыкает слушаться его. Взаимопониманием и привязанностью собаки человек обязан тому, что одомашнивание происходило добровольно и человек делился пищей и жильем со своим верным спутником. В результате тесного взаимодействия между человеком и собакой шла интеграция собаки в человеческое общество. Собака не может жить без человека, но и человеческая жизнь без собаки была бы неполной.


    Использование лечебной кинологии в терапии РДА

    Опыт российских и зарубежных психологов, использующих собак в работе с детьми, имеющими физические и психические нарушения развития мы пробуем применять в нашей работе с детьми.

    Российская канис-терапия сейчас находится на стадии формирования, поэтому ещё нет готовых методик, которыми мы могли бы руководствоваться в нашей работе. Нам приходится самим выстраивать последовательность взаимодействия ребёнка с собакой, гибко подстраиваясь под индивидуальные особенности маленького пациента. Все занятия конспектируются. На основе конспектов мы пытаемся выстроить методику работы с «особыми» детьми.

    Занятия с детьми проходят один раз в неделю, в группе. Мы работаем в паре кинолог-специальный педагог. Такое содружество специалистов очень продуктивно: кинолог отбирает и подготавливает собак для проведения занятия, учит детей и родителей взаимодействовать с животными, в то время как педагог отслеживает все реакции ребёнка, все изменения в его поведении, каждый маленький шаг вперёд.

    Перед началом занятий проводится разъяснительная работа с детьми и родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.

    Дети, который занимаются в нашей группе, в большинстве своём имеют диагноз «ранний детский аутизм».


    Дети, страдающие аутизмом, имеют следующие физические и психические проблемы:

    1. Трудность установления контакта даже с самыми близкими людьми.
    2. Но при этом - часто встречающаяся сильная зависимость, симбиотическая связь с матерью.
    3. Многочисленные страхи (в том числе страх животных).
    4. Речевые нарушения, трудности использования речи как средства коммуникации.
    5. Гиперактивность, расторможенность, или, наоборот, скованность, заторможенность.
    6. Погруженность в собственные стереотипные действия и ритуалы.
    7. Рассеянность внимания.

    Мы должны немного рассказать о некоторых ребятах, посещающих наши лечебно-кинологические занятия и о том, какими они были, как реагировали на окружающую среду и на животных, когда в первый раз пришли к нам.


    1. Антон восемь лет. Контакт «глаза в глаза» практически отсутствует. Речь шаблонна и стереотипна, носит «эхолалический» характер, о себе говорит во втором лице «не хочешь, пойдёшь домой, будешь играть».  «Слоняется» по залу, не останавливая ни на чём внимания, если его привлекает какой-нибудь предмет или игрушка,  берёт в руку и вертит перед глазами. Первый раз войдя в зал, начал кричать,  плакать,  падал на пол и стучал ногами, не забывая, однако, поглядывать на маму.


    2. Макар, 8 лет. Речь - в виде отдельных слов, говорит только «на эмоциях», то есть в ситуации, которая его эмоционально захватывает. Внимание рассеянное, долго ни на чём не концентрируется. Очень любит стереотипно перебирать пальцами перед глазами.  Присутствует страх животных, особенно больших собак: при виде их прячется за маму, дрожит.


    3. Шура, 11 лет. Кроме аутизма, страдает серьёзным нарушением слуха (тугоухость 3-4 степени). Активная речь отсутствует, объясняется посредством бытовых жестов. По словам отца, в семь лет его сильно напугала собака, с тех пор Шура, как и Макар, при встрече с собакой прячется за маму или папу, отказывается погладить, стремится поскорее выйти из этой дискомфортной ситуации.



    Наши занятия мы начали со знакомства детей с собаками. Учитывая тот факт, что многие аутичные дети при встрече с собакой испытывали страх, мы  не настаивали на непосредственном контакте ребёнка с животным. 

    Дети могли наблюдать за тем, как кинолог гладит собаку, вычёсывает и кормит её, как собака выполняет команды. Мы заметили, что даже у самых расторможенных детей повышалась концентрация внимания, и они начинали наблюдать за действиями собаки.  

    Затем те же самые действия (кормление, вычёсывание собаки и т.д.) предлагалось  выполнить матери ребёнка. 

    Приведу пример из моих «полевых записей» первого занятия (я делаю  такие заметки после каждого занятия):


             «Кинолог приводит двух  лабрадоров. Мы предлагаем родителям достать лакомство и покормить собак. Дети наблюдают. Постепенно некоторые ребята начинают проявлять инициативу.

             Шура интересуется собакой, протягивает ей лакомство, но в последний момент отдёргивает руку.

             Антон отказывается, убегает в угол зала, но оттуда наблюдает за тем, как мама кормит собаку.

              Макар очень заинтересован. Подходит ближе и даже говорит «собака, собака!». Он ещё опасается протянуть руку к собаке. Мама берёт его руку в свою и они вместе гладят собаку., Макар смеётся, но руку отдёргивает.


    Поскольку страх, как правило, распространялся на больших собак, мы в нашей работе использовали маленьких собачек и даже енотовидную собаку. Мы обнаружили, что в этом случае тревога детей резко уменьшалась, а интерес возрастал. Например,  шестилетний Стёпа,  избегающий контакта с собаками больших и средних размеров, гораздо положительнее отнёсся к енотовидной собаке Чуче, подошел к ей довольно близко и даже согласился погладить её.

    Постепенно у детей  возникало доверие к ситуации, и на третьем занятии некоторые ребята уже могли сами погладить собаку и покормить её.  Такой выход из мира собственных переживаний, забота о другом живом существе является очень ценным опытом для аутичного ребёнка, первыми шагами к миру людей.



    Из «заметок»:

             «Макар сегодня, войдя в зал, стал оглядываться в поисках собак и сумел сказать целое предложение: «где собака?». Увидев собак, очень обрадовался. Сам гладил собаку, не хотел отходить от неё. Мама очень удивилась и обрадовалась.

             Шура научился протягивать лакомство на открытой ладони (прежде он его бросал на пол и быстро убирал руку). Сам вычёсывал собаку. Но этого ему становится мало: он хочет взять собаку и провести её по полосе препятствий. Видимо, ему нравится управлять собакой  и видеть, как она начинает слушаться его.

     

    Гиперактивных детям, не концентрирующим внимание больше нескольких секунд, мы предложили ситуацию «собака -  товарищ по играм». Ребёнок вместе с собакой, управляемой кинологом,  мог побегать по полосе препятствий, полазать по снарядам и даже покрутиться в «колесе». Результаты были очевидны: ребёнок  воспринимал собаку как существо, разделяющего его интересы и начинал доверять ей и даже подражать её поведению.

    Пример: Антону очень нравится залезать на горки, стенку и другие «препятствия».Мы стараемся использовать этот его интерес для установления контакта с собакой. Кинолог берёт собаку на поводок,  и посылает на «горку». Антон с удовольствием лезет за собакой. На вершине горки он садится. Кинолог велит собаке сесть рядом с Антоном. Антон смотрит на собаку и... начинает гладить её, явно получая удовольствие от контакта. Потом Антон и собака спускаются вниз, обходят горку и снова забираются на неё. На третий раз Антон пытается взять собаку за ошейник!

    Очень интересным и результативным видом деятельности может оказаться такая форма взаимодействия ребёнка с собакой:  ребёнок «запускается» к собаке в вольер. Конечно, то можно делать только тогда, когда у ребёнка уже нет страха перед собакой и если он сам соглашается оказаться наедине с животным в замкнутом пространстве. Как показал наш опыт, во многих случаях такое взаимодействие бывает очень продуктивным.

           Макар, оказавшись в вольере,  говорил «собака», сам гладил собаку, вместе с мамой кормил и вычёсывал её. Антон, обычно гиперактивный, очень быстро успокоился, сидел в вольере очень тихий и расслабленный, гладил собаку, улыбался  потом они вместе с мамой чесали её.

           Наблюдая за ними, я увидела, как положительно такое общение мать-собака-ребёнок влияет на взаимоотношения аутичного ребёнка и его мамы. Через собаку (вместе гладя и вычёсывая её), мать и ребёнок эмоционально и тесно общаются друг с другом, исчезает напряжение. Это  хорошо действует на климат в семье и, следовательно, на психологическое состояние аутиста.

     

    Когда ребёнок с помощью кинолога пытается отдавать собаке команды, он начинает использовать речь для коммуникации и видит, что его слово влечёт за собой конкретное действие. Тогда у ребёнка возникает желание говорить, пользоваться словами.

     Пример:  Макар начал чаще целенаправленно использовать слова. На третьем занятии громко и отчётливо произнёс имя собаки: «Мира», позвал её. Повторил за кинологом «сидеть» и очень обрадовался, когда собака выполнила команду.

     

    Уже на третьем групповом занятии мы заметили, что наши ребята стали гораздо лучше концентрировать внимание, улучшилась и переключаемость. Почти у всех детей стал  заметен интерес к собаке, желание взаимодействовать с ней. На «прогулке с юным кинологом» - когда ребёнок и мать, в сопровождении юного кинолога отправились гулять с собаками,  дети самостоятельно вели собак на поводке.

     

    Из записей: Макару очень понравилось вести собаку на поводке. Мама заметила, что во время прогулки он был гораздо внимательнее, , чем обычно, крепко держал поводок.

          Антону особенно нравится, что с собакой можно побегать и полазить. Он чувствует, что в этих играх собака - лучший партнёр, чем мама.  Но без мамы так трудно удержать поводок! Приходится и маму принять в игру.

          Шура самостоятельно водит собаку по залу и умеет сам гулять с ней на улице под наблюдением юного кинолога. Это доставляет ему большую радость и даёт чувство уверенности в своих силах - чувство, которого ему так часто не хватает в жизни.

     

    Нужно отметить, что участие юных кинологов очень важно для нашей работы: они ближе по возрасту  нашим аутичным ребятам, и им легче увидеть в юном кинологе ровесника, товарища. Так, через общение с собакой, ребёнок-аутист  постепенно переходит к общению со сверстниками.


    http://www.fwsdog.ru/pages/page15-7.aspx

    Рассылка обновлений

    Наши партнеры

     

    ICCO

    Фонд Абилис

    Фонд Сорос Кыргызстан

    Азияинфо

    Кросслинк Девелопмент

    Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

    Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

    Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

    Полный список партнеров

    Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


      Погода в Кыргызстане