Об АРДИ / Профессионалам / Кохлеарная имплантация

Кохлеарная имплантация

     

     

     

    Кохлеарная имплантация - это программа мероприятий направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой. В мире насчитывается более 70000 человек, пользующихся системами кохлеарной имплантации. Это самая современная технология реабилитации людей, дающая возможность слышать ребенку, который родился глухим или взрослому человеку, потерявшему слух. 

    Система кохлеарной имплантации - это устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивая электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон.

    В состав системы кохлеарной имплантации входят два компонента: 

    1. Первый из них - речевой процессор. Современный речевой процессор выглядит как заушный слуховой аппарат. Речевой процессор получает информацию об окружающих звуках от микрофона (находящегося в заушине), осуществляет ее анализ и кодировку. Затем эта информация передается на второй компонент - имплант.

    2. Вторым компонентом системы кохлеарной имплантации является собственно имплант. Он доставляет звуковую информацию в виде электрических импульсов непосредственно к волокнам слухового нерва, минуя поврежденный рецепторный аппарат внутреннего уха. 

    ОТЛИЧИЕ ОТ СА

    В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы и доставляет непосредственно слуховой нерв.

    ПОКАЗАНИЯ

    1. Сенсоневральная тугоухость IV ст. и глухота. 
    2. Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов. 
    3. Желание научиться навыку слуха, поддержка со стороны родителей и родственников, их готовность к реабилитационной работе с аудиологами и сурдопедагогами. 

    ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    1. Хронические инфекционно-воспалительные заболевания среднего уха. 
    2. Перфорация барабанной перепонки. 
    3. Анатомические аномалии улитки. 
    4. Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и т.д).
    5. Сопутствующая патология ЦНС (эпилепсия, олегофрения и т.д.).
    6. Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.).
    7. Отсутствие желания научиться навыку слуха и поддержки со стороны родителей и родственников. 
    8. Психологические проблемы. 
    9. Возраст - до 12 мес.

    ЭТАПЫ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

    1. Комплексное диагностическое обследование и определение возможности проведения кохлеарной имплантации. На этом этапе решаются вопросы об эффективности и необходимости кохлеарной имплантации. 
     Необходимые обследования для определения показаний к кохлеарной имплантации: 
     - консультация сурдолога и сурдопедагога - определение эффективности 
     слухопротезирования и потребности человека в кохлеарной имплантации;
     - электроэнцефалография с консультацией невропатолога - выявление эпилепсии в анамнезе и других причин препятствующих, кохлеарной имплантации;
     - консультация отоневролога - заключение о показаниях к кохлеарной имплантации;
     - консультация ЛОР врача - заключение о состоянии среднего уха, барабанной перепонки, выявление других причин препятствующих операции;
     - аудиометрия - определение порогов слуха;
     - акустическая импедансометрия - заключение о функции среднего уха;
     - исследование вызванной отоакустической эмиссии - заключение о функции улитки;
     - исследование слуховых вызванных потенциалов - заключение о сохранности функции слухового нерва и центральных отделов слухового анализатора;
     - промонториальное тестирование - заключение о наличии функционально сохранных волокон слухового нерва;
     - магнитно-резонансная томография височных костей, и / или компьютерная томография височных костей - заключение о проходимости барабанной лестницы улитки;
     - в зависимости от причины потери слуха и сопутствующей патологии в перечень необходимых исследований, по усмотрению врача, могут быть включены другие инструментальные и клинические методы. 
     
    2. Хирургическая операция. 
     Во время операции корпус импланта размещается под кожей за ухом, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку. Операция кохлеарной имплантации продолжается обычно около трех часов. Через месяц после операции остается небольшой шрам за ухом, который скрывают волосы. 
     
    3. Первое подключение речевого процессора и настройка.
     Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка, которые направлены на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.
     
    4. Реабилитация. 
    Проводятся занятия с сурдопедагогом с целью развития слухо-речевого поведения детей. Продолжительность реабилитационного этапа строго индивидуальна и зависит от многих факторов, таких как: 
    - время потери слуха (пре-, пере- или постлингвальная потеря слуха);
    - длительность потери слуха;
    - состояние речи;
    - обучаемость;
    - участие близких в реабилитационном процессе и пр.
    Четвертый этап может составлять от нескольких недель, у внезапно оглохших взрослых, до нескольких лет у маленьких детей с врожденной глухотой. 
    Главная цель коррекционно-педагогической помощи маленьких детей с КИ - научить ребёнка воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. 
    Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех детей является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. 
    Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки (физический слух), но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи (функциональный слух) - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. 
    Если ребенок был глухим с рождения и до операции и не использовал СА, то эти навыки у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после КИ включают следующие ступени развития способности восприятия акустической информации: 
    - обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов; 
    - обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные);
    - различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов; 
    - опознавание бытовых сигналов; 
    - выделение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.); 
    - различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твердость-мягкость, место артикуляции и др.);
    - опознавание изолированных слов
    - понимание простых, утрированно произнесенных фраз (большие паузы между словами); 
    - понимание слитной речи;
    - понимание речи и распознавание ее в условиях помех.

     

    КОМПОНЕНТЫ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ:

    1. Точная настройка процессора КИ. 
    2. Развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи.
    3. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
    4. Развитие языковой способности. 
    5. Развитие коммуникативных навыков.
    6. Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков. 
    7. Психологическая помощь ребёнку и его близким. 

    РЕЗУЛЬТАТЫ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

    Конечной целью коррекционно-педагогической помощи маленьким детям можно рассматривать подготовку к массовой школе. 
    Реабилитация детей - это длительный и сложный процесс, который занимает 2-5 лет, и ее результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором произведена операция. 
    Как показывает наш опыт, наилучшие результаты достигаются у детей, прошедших операцию КИ в раннем возрасте. 
    Появление у ребенка вокализаций - один из самых важных моментов, демонстрирующих эффективность протезирования. В последующем речевое развитие детей, имплантированных в раннем возрасте соответствует всем естественным этапам развития речи у нормальнослышащих детей - несоотнесенный лепет, соотнесенный лепет (лепетные слова), слова, слова-предложения, простые двусловные фразы и т.д.
    Как показывает наш опыт и опыт зарубежных коллег, у детей, проимплантированных в возрасте до 5-7 лет, достаточно быстро формируется реакция обнаружения наличия-отсутствия звукового сигнала. Заметно больше времени требуется для появления умения различать два разных звука и локализовать источник звука в пространстве. Формирование этих реакций проводится параллельно с развитием у ребенка сначала непроизвольных, а затем произвольных вокализаций по механизму имитации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. 
    2. С помощью кохлеарного импланта все дети способны слышать звуки нормальной громкости. 
    3. Всем детям после операции КИ требуется продолжительная слухоречевая реабилитация, результаты которой зависят от различных факторов.
     

    ЗОНТОВА О.В.

     

    http://www.dislife.ru/flow/theme/3689/#more

    Рассылка обновлений

    Наши партнеры

     

    ICCO

    Фонд Абилис

    Фонд Сорос Кыргызстан

    Азияинфо

    Кросслинк Девелопмент

    Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

    Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

    Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

    Полный список партнеров

    Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


      Погода в Кыргызстане