Об АРДИ / Родителям / Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии

Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии

    Развивающая среда

     Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии.

      Важным механизмом полноценного развития личности ребенка являются различные виды его деятельности: движение, общение, игра, конструирование, рисование, труд и др.

      Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА (предметы игровые и развивающие, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.

      Предметно-игровая деятельность - ведущая в раннем возрасте для ребенка. Уже к концу первого полугодия жизни нормально развивающийся ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, игрушками (погремушки, колокольчики и др.) Он и хватает их, и кусает, размахивает ими, стучит, извлекает из них звуки. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой). К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками по тем правилам, которым его научили взрослые: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни здоровый ребенок переходит к предметным действиям нового качества: он начинает учиться пользоваться кружкой и ложкой, позже - расческой, карандашом, дидактическими игрушками. В этот период наиболее важными для него являются действия с предметами, которые он выполняет совместно с взрослым, в общении с ним.

      Для детей с нарушениями в развитии общение практическое, когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом, является основным с первых дней его жизни. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей на всех этапах своего развития. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый помогает формированию восприятия и двигательных навыков такого ребенка, развитию его мышления. Ваша цель - стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир.

      Дидактические (развивающие) игрушки, правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат его мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание больного ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

      Хотелось бы предостеречь родителей от предъявления ребенку большого количества игрушек. По мнению психологов, избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание, не позволяет освоить каждую из них в полной мере. Гораздо важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, научить придумывать игры.

      Одно из любимых занятий многих детей, которое часто доводит родителей до изнеможения, - выбрасывание игрушек, предметов из кровати, сбрасывание со стола. Другой малыш может долго, монотонно выкладывать предметы из коробки, из сумочки и складывать их обратно, открывать и закрывать крышки кастрюль, банок, ящики и дверцы шкафов. Не запрещайте, а помогите организовать такую игру для ребенка! Например, на кухне, где Вы заняты приготовлением еды. Убрав наиболее опасные вещи, предложите ему сложить все предметы, которые Вы предварительно достали, в ящик шкафа. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими.

      Дидактические игрушки развивают у ребенка с проблемами в развитии мелкую моторику рук, а также - память и мышление, в силу того, что он запоминает, а потом пытается воспроизвести те действия, которые ему показали взрослые.

      Для детей с нарушениями в развитии нужны следующие игрушки: пирамидки и подобные игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки и др. наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики и разрезные картинки из 2,3,4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, емкости по типу "Почтового ящика" для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, музыкальные инструменты и звучащие игрушки для развития слухового внимания. Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта: посуда, мебель и др.) Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком.

      Детям с проблемами в развитии очень полезны игры с водой, песком и др. природными материалами. Такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения.

      Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие проблемного ребенка. Использование в повседневной жизни подвижных игр, если это возможно, создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи.

      Часто родители спрашивают: "Когда нужно начинать развивать речь ребенка?" Ответ один: с первого дня его рождения.

      Разговаривайте с ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обращайте внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, артикуляцию, мимику, жесты. Обязательно при разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему.

      Обязательно слушайте музыку, музыкальные произведения и сказки. Их положительное воздействие на здоровых детей и на детей с нарушениями в развитии - давно доказанный факт в специальной педагогике.

      Особое значение имеют настольные игры для развития речи ребенка, содержание которых обогатит Вас различными приемами и рекомендациями по развитию детской речи.

      В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у Вас есть помощники. Это книжки с картинками, которые Вы можете читать и рассматривать вместе с ребенком, побуждая повторять прочитанное или сказанное. Многие литературные произведения (А.Барто, К. Чуковского, С. Маршака, детские сказки) остаются верными помощниками на протяжении всего периода детства любого ребенка.

      Но если с художественной литературой Вам будет не сложно разобраться, то при покупке специальной методической литературы нужно быть очень внимательным. Обязательно выясните, кто автор, есть ли у него опыт работы. У нас много известных, замечательных специалистов, произведения которых пользуются популярностью среди педагогов и родителей.

      Но НЕ ЗАБУДЬТЕ! Именно эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон его психики, становится ведущей деятельностью младенца первого года жизни. Ничто не может заменить моментов теплого, заинтересованного взаимодействия взрослого с малышом. Если ребенок этого лишен, - возникает отставание или сложности в развитии: он растёт вялым, безинициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение того, что он нужен другому человеку, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

    Используемая литература:

    1. "Специальная дошкольная педагогика", под редакцией Е. А. Стребелевой, М., "Академия", 2002.
    2. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. "От первого слова до первого класса",  М., "Институт общегуманитарных исследований", 2002.
    3. Герасимова А. "Уникальное руководство по развитию речи", М., "Айрис-пресс", 2002.

    http://www.invalid-detstva.ru/rasv_sreda.php

     

    Рассылка обновлений

    Наши партнеры

     

    ICCO

    Фонд Абилис

    Фонд Сорос Кыргызстан

    Азияинфо

    Кросслинк Девелопмент

    Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

    Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

    Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

    Полный список партнеров

    Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


      Погода в Кыргызстане