Об АРДИ / Новости

Новости

21.04.2010
Слепо доверяя рекламе, мы превращаем домашнюю аптечку в коллекцию ядов.

 

 

НЕ ПОМОГАЕТ?

ВТОРУЮ ТАБЛЕТКУ!

    "КОЛДРЕКС! Сильнее простуды!". "СОЛПАДЕИН - мощное оружие против боли!". "МЕЗИМ для желудка незаменим!"…
    Эти рекламные призывы каждый из нас слышит из телеящика по нескольку раз на дню. Не заметить эту рекламу трудно - ее созданием занимаются профессионалы, а производители лекарств платят за нее щедро. Неудивительно, что, посмотрев эти рекламные ролики, потребитель накрепко запоминает: лечить грипп нужно только антигриппином, стресс и нервозность - новопасситом, а начинающуюся ангину - леденцами стрепсилс… А потом бежит в аптеку и скупает все эти лекарства - "на всякий случай". Превращая свою домашнюю аптечку, по сути, в хранилище ядов.
    По данным медиков, в последние годы всего лишь 20 процентов кыргызстанцев, заболев, обращаются к врачу. Остальные же предпочитают лечиться самостоятельно - по советам родных и знакомых или по рекомендациям все той же рекламы
   - А ведь это очень опасно, - считает президент Ассоциации работников общественного здравоохранения Борис Шапиро, - рекламируемые лекарства обычно просто снимают симптомы, но не лечат болезнь. А она разрастается, и потом человеку придется лечиться уже серьезно.
Один из самых ярких примеров такого "лечения" - прием
обезболивающих препаратов. При головной боли большинство людей хватаются за всем известные цитрамон, но-шпу или солпадеин. Если лекарство не помогло, пьют еще одну таблетку, потом еще и еще, не задумываясь о причинах этой боли.
    - Хотя голова может болеть из-за гипертонического или гипотонического криза, мигрени, воспаления тройничного нерва, - говорит эксперт-фармаколог Галина Пылайкина, - в таких случаях человек нуждается в лечении. Но он предпочитает просто снять симптомы болезни.
    Другой, не менее распространенный пример "рекламного" самолечения - прием
мезима, за который хватается человек, почувствовав боль в желудке. Боль проходит. На следующий день желудок опять болит - и больной, вместо того чтобы обследоваться, снова принимает мезим. Между тем регулярная боль в желудке может оказаться симптомом, к примеру, гастрита. Гастрит же, если его не вылечить вовремя, может перейти в язву желудка - заболевание очень тяжелое и опасное.

     Самолечение таит в себе и другие опасности. В последнее время среди доморощенных докторов очень модным стало лечение антибиотиками. Причем препарат чаще всего выбирается опять же по рекламе или совету знакомых.

    - А выбранный без рекомендации врача антибиотик может просто не излечивать то заболевание, которое люди пытаются им лечить, - предупреждает фармаколог Пылайкина. - Зато вред организму нанесет.
    Кишечные расстройства - одно из самых "безобидных" последствий самолечения антибиотиками. Большинство людей даже не догадываются, как рискуют, самостоятельно выбирая для себя антибиотик. Анафилактический шок, вызванный аллергией на лекарство, может даже убить человека. Может антибиотик и переродить микробы-возбудители болезни, спровоцировав появление новой, устойчивой к лекарствам формы болезни.

 

ОПАСНО…

КАК АСПИРИН!

    С наступлением холодов активизировалась реклама антигриппозных и противопростудных средств. Масла в  огонь подлила и паника из-за ожидаемой эпидемии так называемого свиного гриппа. И люди побежали в аптеки - покупать всевозможные антигриппины. Между тем мало кому известно, что парацетамол, входящий в состав большинства популярных колдрексов, фервексов и терафлю, совсем не безопасен для организма. Он имеет немало противопоказаний. Это лекарство не рекомендуется принимать людям, страдающим заболеваниями почек, печени, желудочно-кишечного тракта. Впрочем, и для просто простуженных людей  парацетамол может стать настоящим ядом, если превысить дозировку. Съев для "усиления эффекта" по таблетке каждого противопростудного лекарства, человек получает передозировку именно парацетамола. Одно из самых частых осложнений этого - развитие недостаточности функции печени.
    Небезопасен и
аспирин. Это лекарство, которым домашние горе-доктора любят сбивать даже невысокую температуру, очень плохо действует на желудок. Частое и бесконтрольное его применение вполне может стать причиной появления гастрита или язвы желудка. А может закончиться и более плачевно - внутренним кровотечением.

 

Впрочем, опасна передозировка любого препарата. К примеру, употребление вполне безобидного на первый взгляд экстракта валерианы за две-три недели вполне может привести к перебоям в сердце, особенно, если у человека низкое от природы давление. А чрезмерное увлечение средствами против обыкновенного насморка может привести к повреждению слизистой оболочки полости носа и в результате к потере обоняния.
   "Все должно быть в меру, - говорят врачи, - каждое лекарство, если им злоупотреблять, может стать отравой".
    Ядом, кстати, могут стать… даже
витамины! Злоупотребление, к примеру, витамином Д (который в разумных дозах очень полезен - его дают детям в целях предотвращения рахита) может привести к образованию в организме камней.
    В рекламе лекарств, разумеется, обо всех этих последствиях не говорится ровным счетом ничего. В лучшем случае внизу экрана или газетной страницы мелким шрифтом появится предупреждение: "Перед приемом лекарства посоветуйтесь с врачом". Но разве люди пойдут в больницу, если по телевизору им обещают фактически мгновенное исцеление?!
    На самом же деле лечение не входит в планы фармацевтических компаний, оплачивающих рекламные ролики и объявления. И большинство новомодных популярных лекарств рассчитаны на избавление не от болезни, а только от ее симптомов.

А как в Европе?

 

    В Европе купить какое-либо лекарство без рецепта практически невозможно. С особой строгостью контролируется торговля антибиотиками.
    В России в октябре этого года депутаты Государственной думы подняли вопрос о полном запрете рекламы лекарственных препаратов во всех неспециализированных СМИ. Лекарства, рассуждали инициаторы законопроекта, должны рекламироваться только при проведении специализированных выставок, семинаров, конференций, а также в печатных изданиях, предназначенных для работников отрасли здравоохранения.
    В Кыргызстане же, согласно Законам "О рекламе" и "О лекарственных средствах", реклама лекарственных препаратов практически никак не ограничивается. Разве что нельзя рекламировать широкой общественности лекарства, продающиеся только по рецепту. И все.

наш опрос

Не пора ли ограничить

рекламу лекарств?


С таким вопросом мы обратились к некоторым депутатам парламента Кыргызстана.

 

Исхак Масалиев:
-
Я считаю, что полностью запретить рекламу лекарственных препаратов нельзя. Во-первых, люди должны знать о новых лекарствах, появившихся на рынке. А во-вторых, запретив рекламу лекарств, мы ударим по их производителям. Хотя, конечно, контролировать рекламу нужно.


Ирина Карамушкина:
-
Должна быть не реклама, а информация о новых лекарствах. Ведь часто появляется новое лекарство - аналог уже существующего, только в другой упаковке и от другого производителя. И  по другой цене, разумеется. Нужно, чтобы и врачи, и граждане знали о новинках на этом рынке. C другой стороны, слепо брать лекарство, которое предлагает врач, тоже опасно - может быть, врач является поставщиком производителя препарата? Просто и врачам, и гражданам необходимо быть бдительными и осторожно подходить к выбору лекарственных препаратов, не полагаясь только на рекламу.


Дамира Ниязалиева:
-
По моему мнению, стоит запретить рекламу лекарственных препаратов в неспециализированных СМИ. Люди ведь смотрят рекламу, верят ей и покупают рекламируемые лекарства. К примеру, купил человек тот же колдрекс. А вдруг ему нельзя пить этот препарат? И он только навредит себе. Или другой пример. Человек чихает, у него насморк. Он видит в рекламе, как чихающий человек пьет колдрекс и становится здоровым. Поверив рекламе, покупает это лекарство - а вдруг у него не простуда, а аллергия? Я считаю, что реклама лекарств - это путь к самолечению.


Эрнст Акрамов:
- Хорошие вещи никогда не требуют рекламы. Норковые шубы требуют рекламы? Нет! А искусственные? Конечно, потому что их нужно продать! С лекарствами такая же ситуация. Сейчас существует масса лекарств, которые фактически не лечат. Но фармацевтическая промышленность должна как-то выживать - и поэтому активно рекламирует свою продукцию. В медицине применяют всего лишь 10-20 препаратов. Больше не нужно. А производят и рекламируют - тысячи!

 

публикацию подготовила 

Татьяна  ПЕСИНА

Дело №, http://delo.kg/

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане