Об АРДИ / Новости

Новости

27.02.2009
Некоммерческие организации Кыргызской Республики обратились с Открытым письмом к Президенту страны, Премьер-министру, депутатам Жогорку Кенеша, разраб

19 февраля 2009 г.     

Президенту Кыргызской Республики Бакиеву К.С.

 

Копия:
Премьер-министру Кыргызской Республики Чудинову И.В.  
Вице-премьер-министру Кыргызской Республики Бабанову О.Т.
Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Рабочей группе по разработке проекта закона о внесении изменений
в Налоговый кодекс Кыргызской Республики


О Т К Р Ы Т О Е   П И С Ь М О

Уважаемый Курманбек Салиевич!

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики. С его принятием общественность нашей страны ожидала получить усовершенствованное налоговое законодательство. Однако  прошло чуть больше месяца, как с обращениями и нареканиями в адрес нового Налогового кодекса начали выступать предприниматели, учителя, переводчики, репетиторы, тренеров, работающие по патенту.

 

Мы, представители некоммерческих организаций (НКО) Кыргызской Республики, осуществляющих социальную и благотворительную поддержу нуждающимся детям,  пожилым людям, инвалидам, также выражаем свою обеспокоенность с введением нового Налогового кодекса.

 

Новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики предусматривает введение нового «Налога на имущество». Мы считаем, что данный налог станет тяжелым бременем для некоммерческих организаций, так как в кодексе не предусмотрены освобождения от этого налога для некоммерческих организаций. Данный налог может существенно повлиять как на работу НКО, так и на получателей социальных услуг и благотворительной помощи. Предлагаем два примера, которые наглядно отражают данный факт.

 

Расположенный в поселке Орловка Чуйской области ОО Центр временного пребывания детей «НУРМЭЭАЙСА», не получая никакого финансирования от государства, ежегодно содержит десятки детей - сирот или оставшихся без попечения родителей. Дети в Центр направляются в основном соответствующими государственными органами. Центр имеет на своем балансе жилые корпуса общей площадью 1 983 м2 (жилая площадь 1 310 м2). Центр не занимается предпринимательской деятельностью, в связи с чем, расчет налога на имущество производился по группе 1. Расчет показал, что Центр обязан заплатить налог на имущество в сумме 25 396 сомов. Центр не имеет таких средств для оплаты данного налога. Финансовое положение Центра и без учета налога на имущество было тяжелым. Этой зимой Центр не имел достаточно средств для приобретения угля для отопления помещений, где проживают дети. Телеканал НБТ в январе этого года сделал об этом специальный репортаж и призвал общественность помочь Центру приобрести уголь.

 

Такие же проблемы, связанные с налогом на имущество, имеет другая некоммерческая организаций ОО «Центр защиты детей» (г.Бишкек). Не получая никакого финансирования от государства, ОО «Центр защиты детей» ежегодно оказывает социальные услуги уличным детям (беспризорным и работающим). Для нуждающихся детей, которые работают или попрошайничают в районе Ошского рынка города Бишкек, ОО «Центр защиты детей» организует бесплатные обеды, различные обучающие курсы. ОО «Центр защиты детей» также содержит приют для тех детей, которым негде переночевать. На своем балансе ОО «Центр защиты детей» имеет пять объектов недвижимости: квартиры и дома, где готовятся ежедневно обеды для 180 детей, организуются обучающие курсы, функционирует приют для 25 беспризорных детей и т.п. Расчет показал, что ОО «Центр защиты детей» обязан оплатить налог на имущество в сумме 62 677 сомов. ОО Центр защиты детей» не имеет таких средств для оплаты налога на имущество.


Вышеуказанные общественные организации, как и большинство НКО Кыргызской Республики, финансируются как за счет привлечения ими грантов международных благотворительных организаций, так и за счет собственного благотворительного пожертвования - вклада (самофинасирования). Бюджеты проектов расписываются подробно на проведение каждой грантовой программы (питание, обучение, приобретение необходимого имущества и т.п.). По условиям международных донорских организаций, запрещается включать в бюджеты грантовых программ такие расходы как налог на имущество или земельный налог, на эти цели они не выделяют грантовые средства.


Многие социальные и благотворительные организации, предоставляющие образовательные услуги,  работали на патентной основе, которая в настоящее время отменена. Патент давал организации экономию финансовых ресурсов.


Как Вы видите, организации, которые приносят огромную пользу обществу, оказывают социальную поддержку нуждающимся людям, в связи с введением налога на имущество, а также отменой патентов оказались в безвыходном положении.

В связи с этим, мы обращаемся к Вам и предлагаем освободить от налога на имущество объекты имущества организаций, осуществляющих социальную поддержу нуждающихся детей,  пожилых людей, инвалидов, а также благотворительных организаций.  А также вернуть оказание образовательных услуг на патентной основе.

Ввести в Налоговый кодекс возможность оказания социальных услуг на патентной основе, как одну из разновидностей механизмов принятого социального заказа.

Вызывает возмущение общественности введенный принцип «уравниловки» благотворительных организаций  с коммерческими организациями в оплате подоходного налога. Просим рассмотреть возможность индивидуального подхода  в данном вопросе в работе благотворительных организаций.

Другим недостатком нового Налогового кодекса, на наш взгляд, является то, что в нем объекты недвижимого имущества разделены только на две главные категории: (1) объекты имущества, которые не используются для осуществления предпринимательской деятельности (Группа 1), и (2) объекты имущества, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности (Группа 2).


Однако в жизни повсюду встречаются случаи, когда граждане или некоммерческие организации, например, 80% объекта одного недвижимого имущества используют для собственных нужд (граждане для проживания, НКО для офиса), а 20% используют для осуществления предпринимательской деятельности (граждане устраивают торговую точку, некоммерческие организации сдают в аренду). По новому Налоговому кодексу, в таком случае не предусматривается возможность разделения одного объекта недвижимого имущества на две группы, и в результате весь объект недвижимого имущества относится к Группе 2. Возникает несправедливость, так как ставка налога по Группе 2 в три раза выше, чем по Группе 1.


Мы предлагаем ввести в Налоговый кодекс справедливый механизм, согласно которому: (1) помещения объекта недвижимого имущества, которые не используются для осуществления предпринимательской деятельности относятся к Группе 1; а (2) помещения объекта недвижимого имущества, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности относятся к Группе 2; (3) при этом нежилые (вспомогательные) площади, расположенные в этом объекте пропорционально распределяются между вышеуказанными площадями, разделенными на разные группы.

Прежний Налоговый кодекс, который действовал до 1 января 2009 года, предусматривал освобождение благотворительных организаций от земельного налога.

Новый Налоговый кодекс не предусматривает освобождение благотворительных организаций от этого налога. В протоколе общественных слушаний проекта нового Налогового кодекса, организованном  Комитетом Жогорку Кенеша по бюджету 16 сентября 2008 года, было написано о том, что некоммерческие организации сами предложили исключить норму об освобождении  благотворительных организаций от земельного налога. Однако это было ошибочное понимание, рабочая группа неправильно поняла предложение некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не предлагали исключить норму об освобождении  благотворительных организаций от земельного налога, а предлагали создать в Налоговом кодексе отдельную главу «Налогообложение некоммерческих организаций» и перенести эту норму в эту главу. Рабочая группа тогда не приняла предложение о создании в Налоговом кодексе отдельной главы «Налогообложение некоммерческих организаций» и ошибочно исключила из проекта  Налогового кодекса норму об освобождении благотворительных организаций от земельного налога. В связи с этим, мы предлагаем вернуть в редакцию Налогового кодекса 2009 года  норму об освобождении благотворительных организаций от земельного налога. В положительной международной практике благотворительные организации традиционно освобождаются от налога на имущество и земельного налога.

 

Уважаемый Курманбек Салиевич! Основываясь на изложенном, предлагаем

 

1. освободить от налога на имущество объекты имущества организаций, осуществляющих социальную поддержу нуждающихся детей,  пожилых людей, инвалидов, а также благотворительных организаций;


2. вернуть оказание образовательных услуг на патентной основе;


3. ввести в Налоговый кодекс возможность оказания социальных услуг на патентной основе;


4. рассмотреть возможность индивидуального подхода в расчете оплаты подоходного налога благотворительных организаций;


5. вернуть в редакцию Налогового кодекса 2009 года  норму об освобождении благотворительных организаций от земельного налога.

 

Уважаемый Курманбек Салиевич! Просим Вас возвратить Налоговый кодекс в Парламент, для восполнения пробелов и недостатков. Мы уверены в том, что учет всех представленных здесь моментов благотворно отразится на дальнейшем развитии Кыргызской Республики.

 

С уважением,

 

Сеть НКО по защите прав и продвижению интересов детей, Е.Воронина


ОО «Центр защиты детей», М.Итикеева                                   


БФ «Учебно-реабилитационный центр «Ювентус», Н.Семененко


БФ «Ламантин», С.Кульгельдиева       


ОО Инициативная группа «Колдо», А.Мадалиева                


ОО «Земля и народ Исхака», Б.Калыкова                               


Реабилитационный центр «Бейпил», Б.Тентиева                


ОО "Психическое здоровье и общество", А.Кызалакова    


ОБФ «Жаныртуу», С.Домашова                                                 


ОБФ «Аскарал»,  С.Аралова                                                           


ОО «Каунтерпарт-Шериктеш», И.Елебесова 


ОО «Межкультурное образование», Л.Карагулова


ОФ Правовая клиника «Адилет», А.Балыбаева


ОФ «Мастер радости» (Ош), Л.Кацура


Центр инициатив «Суйуу булагы», Ж.Джайчинова


Ассоциация центров гражданского общества, Б.Качикеева


ОО «Дети Тянь-Шаня» (Балыкчи), И.Трофимова


Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ), Т.Дыйканбаева


ОБФ «Халлилуйя», О.Пыжьянова


ОФ «Благодать» (Ош), Р.Шакирова


Детский дом «Добрая семья» (Иссык-Кульская обл.), Т.Березовская


ОО «Детский дом «Мээрим-булагы» (Иссык-Кульская обл.), А.Ормонова


ОФ «Исход», Х.Каипов


ОФ «Рампа», А.Балбекин


Альянс за репродуктивное здоровье, Г.Чиркина


Коалиция «За демократию и гражданское общество», Д.Ошурахунова  


ОО «Центрально-Азиатский Альянс по воде» (Ош), Э.Жолдошева


ОО «Эгль», Ч.Омурканова


ОФ "Чинтамани" (Таш-Кумыр), В.Галич


ОО «Таза-Табигат», А.Дауталиева

 

http://www.open.kg/ru/news/?news=744

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане