Об АРДИ / Новости

Новости

06.08.2009
Турдубюбю Шамуратова: «Кыргызстану нужно отходить от практики, когда дети с ограниченными возможностями обучаются в спецшколах»

«Когда ребята с ограниченными возможностями обучаются со здоровыми детьми, они чувствуют себя такими же, как все. Они начинают стремиться к лучшему и даже хотят учиться лучше, чем здоровые дети», - сказала сегодня в интервью BPC председатель общественного объединения «Баястан» города Нарын Турдубюбю Шамуратова.

 

Шамуратова рассказала об успехах, которых достигла их организация.  «С 1998 года у нас проводится проект “Интеграция инвалидов в общеобразовательную школу” при поддержке организации “Спасите детей!” (Великобритания). Но их финансирование закончилось в 2001 году. Сейчас в инклюзивное образование включены дети Ак-Талинского, Ат-Башинского, Нарынского, Джумгальского и Кочкорского районов. Но при этом дети-колясочники не получают образования».

 

«Благодаря поддержке этой организации мы сделали инвалидные дорожки к школам. Возможно, они не соответствуют каким-то стандартам, но ребята с ограниченными возможностями могут передвигаться по ним. К сожалению, специальных приспособлений, пандусов и парт там нет».

 

«Руководство школы поддержало нашу идею. Сначала мы проводили беседы с родителями здоровых детей и с самими детьми, чтобы они знали, как себя вести с такими ребятами, чтобы не обидеть их. Правительство Кыргызстана только сейчас задумывается об инклюзивном образовании. Нам удалось в 1998 году привести в школу ребят, которые передвигались на инвалидных колясках. Это был впервые в Центральной Азии», - отметила председатель общественного объединения.   

 

«Когда ребята с ограниченными возможностями обучаются со здоровыми детьми, они чувствуют себя такими же, как все. Они начинают стремиться к лучшему и даже хотят учиться лучше, чем здоровые дети. Мы видели, как ребята с ограничениями в здоровье меняются на глазах, у них улучшается самочувствие. Они добиваются хороших результатов, приобретают навыки письма и чтения. При этом лучше адаптировать ребенка в обществе, начиная с детского сада, так как чем старше он становится, тем труднее ему будет адаптироваться», - сказала Шамуратова.

 

«Как-то мы привели в детсад мальчика, который не мог сидеть, он только лежал. Через год после посещения детского учреждения он стал сидеть. Еще через два года он научился кататься на велосипеде, но при этом не мог ходить. Когда малыши дежурили, он видел это и тоже хотел, как и все помочь воспитательнице. Когда он попросил подежурить, воспитательница взяла его на руки, а он раскладывал на столы тарелки. Он был такой счастливый, потому что ощущал себя равным другим детям. Это яркий пример того, что дети в обществе начинают жить полноценной жизнью», - подчеркнула Шамуратова.

 

Эксперт отметила, что «Кыргызстану нужно отходить от практики, когда ребята с ограниченными возможностями обучаются в спецшколах. Когда ребенок видит рядом с собой таких же, как он, он ни к чему не стремится, потому что не видит стимула». 

 

«Но сейчас есть  сложность в том, что у нас нет специалистов, которые могли бы оказать ребятам с ограниченными возможностями профессиональную помощь. Нам не хватает психологов, логопедов. Сотрудники нашей организации прошли специальные тренинги, как необходимо общаться с ребятами с ограниченными возможностями, но этого недостаточно», - добавила Шамуратова.

 

«“Баястан” обращался в Министерство образования и науки, чтобы в школах Нарына утвердили штат психолога. Мы согласны даже на то, чтобы  у нас  работал один психолог на три школы. Но пока эта проблема остается актуальной», - сказала Турдубюбю Шамуратова.

 

«Что касается местных властей, то они поддерживают нас, но при этом не могут оказать финансовую помощь, так как в бюджете нет средств для этого».

 

Отвечая на вопросы, Шамуратова рассказала, что параллельно с проектом об инклюзивном образовании в 1998 году они начали проект под названием «Дети помогают детям». «В нем принимали участие здоровые дети. Они помогали ребятам с ограниченными возможностями, которые не могли посещать школу. Мы стараемся собирать их хотя бы один раз в месяц. Все вместе мы  рисуем, пишем и поем. После чего состоится благотворительный обед».

 

«Для того, чтобы здоровые дети нормально относились к ребятам с ограниченными возможностями, нужно с ними разговаривать и объяснять. После этого ребята сами с большим желанием идут помогать им.

 

В интервью Шамуратова сказала, что в этом году написала проект, чтобы проводить для детей с ограниченными возможностями курсы английского языка и обучение компьютерной грамотности. «Но мой проект не приняли, так как я на двадцать минут позже, чем нужно, отправила его».

 

Турдубюбю Шамуратова добавила, что доноров, которые поддерживают детей с ограничениями здоровья, становится меньше. «Но я стараюсь писать проекты тщательно и осмыслено, поэтому большинство из них поддерживаются. Например, в этом году мы выиграли грант от посольства США. Эти средства общественное объединение направит на продвижения инклюзивного образования в те районы, которые еще нами не охвачены».

 

http://www.bpc.kg/news/7155-15-07-09

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане