Об АРДИ / Новости

Новости

23.07.2009
Гульмира Кудайбердиева: В столице Кыргызстана доступ детей в школы не ограничен

 

Все чаще в Кыргызстане правозащитные организации бьют тревогу: в республике ухудшился доступ детей к образованию. Основные претензии касаются огромных денежных взносов при поступлении ребенка в школу, его тестирования и принуждения родителей приобретать школьную форму. Естественно, представители госструктур просто не могли не отреагировать на подобные обвинения. Своим видением сложившейся ситуации делится начальник управления образования мэрии города Бишкека Гульмира Кудайбердиева.

 

- Гульмира Каримовна, претензии обоснованные?

 

- Все, что делается в городе Бишкеке (строительство новых школ в жилмассивах столицы, учет детей школьного возраста, возвращение в школу тех, кто не учится по социальным причинам), обеспечивает доступ к образованию для детей школьного возраста. Нельзя говорить об ограничении доступа к образованию, когда обучением охвачено более 100 тысяч детей.

 

- Расскажите подробнее о тех мерах, которые принимаются в столице для обеспечения доступа к образованию?

 

- Всего в Бишкеке работает 90 школ, в которых обучаются свыше 100 тысяч детей, из них более 70 тысяч получают образование по месту жительства. В школу принимают всех детей без исключения, даже не имеющих постоянного места жительства.

 

Для обеспечения доступа к образованию по месту жительства построены типовые школы в 13 жилмассивах. В жилмассиве «Арча-Бешик» 16 июля 2009 года введена в строй типовая школа, уже вторая в этой новостройке. И в дальнейшем в жилмассивах планируется строительство новых школ. Стоит отметить, что треть бюджета города – а это более миллиарда сомов - идет на обеспечение системы образования.

 

- В чем причина того, что правозащитные организации говорят о нарушении доступности образования?

 

- Правозащитные организации под этим подразумевают доступ в гимназии и лицеи. Их на сегодня в городе 24. Но не все желающие могут попасть в них. Эти учебные заведения сейчас перегружены более чем в два раза. В них уже негде ставить парты и рассаживать детей.  

 

- Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

- Родители стремятся попасть в статусные школы, поскольку там стабильные учительские коллективы. Вследствие этого в них высокое качество обучения, а также созданы комфортные условия для детей. Значит, необходимо принять меры, чтобы такие же условия были обеспечены во всех школах столицы.

 

Когда несколько лет назад в Финляндии возникли такие же проблемы с качеством образования, как сегодня в Кыргызстане, там были приняты кардинальные решения, и сегодня у финнов нет статусных школ. Все учебные заведения обеспечивают одинаковое качество образования. А школьники из этой страны, как показывают результаты международных исследований, уверенно лидируют по всем показателям.

 

- Насколько перегружены школы Бишкека?

 

- В среднем на 30-40 процентов. Отдельные статусные школы - более чем в два раза. Но в столице есть учебные заведения, где есть недоукомплектованность. 

 

- Есть ли в столице успешные нестатусные школы? Какова технология успеха обычной массовой школы?

 

- Опыт работы многих общеобразовательных учреждений столицы, не имеющих особого статуса, говорит о том, что качественное образование по месту жительства в обычной массовой школе получить можно. Грамотный менеджмент, сплоченный коллектив и еще одна составляющая успеха - неравнодушная родительская общественность. Без их помощи сегодня школа не достигнет значительных результатов.

 

- Каково сегодня положение с учительскими кадрами? Насколько высок их профессиональный уровень?

 

- Мы сегодня обеспечены кадрами на 95 процентов. В школах столицы не хватает около 300 учителей.

 

Профессиональный уровень столичных учителей достаточно высок: более 70 процентов из них имеют высшую и первую категории. Но в школах столицы наблюдается старение кадров - более 50 процентов учителей в предпенсионном и пенсионном возрасте.

 

- Как в городе решают эту проблему?

 

- Управлением образования совместно с городским комитетом профсоюза работников образования разработана программа «Депозит молодого учителя». По ней ежегодно разыгрываются муниципальные квартиры. Молодые специалисты получают из городского бюджета доплату в размере 500 сомов ежемесячно. Все эти меры должны дать в недалеком будущем свои результаты.

 

- Много претензий предъявляется родителями по поводу школьной формы…

 

- В 2008 году вышел приказ Министерства образования и науки КР о ее введении, который носит рекомендательный характер. На совещаниях руководителей отечественные производители демонстрировали свою продукцию. Администрации школ и родительская общественность вправе выбирать понравившиеся модели по приемлемым ценам.

 

- Правозащитные организации говорят о том, что доступности образования в школах препятствуют родительские взносы. Почему они носят принудительный характер?

 

- Приходится признать, что без родительской поддержки школы сегодня не могут обойтись. Но я против того, чтобы при сборе взносов нарушались принципы добровольности и прозрачности. Именно поэтому мы принимаем меры по упорядочению сборов. При мэрии создан наблюдательный совет за деятельностью общественных фондов и объединений, который возглавляет вице-мэр по социальным вопросам. На сессии Бишкекского городского кенеша утверждено положение о внебюджетных средствах образовательных организаций. Мы планируем в новом учебном году проведить кассовые операции путем безналичного расчета. Все эти меры, скорее всего, позволят решить те проблемы, о которых мы говорили.

22/07-2009 13:01, Бишкек – ИА «24.kg», Айзада КУТУЕВА

 

URL: http://www.24.kg/community/2009/07/22/116455.html

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане