Об АРДИ / Новости

Новости

10.06.2009
Концепция реформы образования в Кыргызстане, представленная президентом страны

 

Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны.

 

В Курсе Президента предлагается создание сильной культурной политики страны и как ее условие превращение образования в приоритет для государства.

 

Сегодня качественное образование это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества.

    

Все развитые страны мира решают проблему проведения образовательных реформ и все пока не сформулировали пути решения. И проблема не в том, что неизвестно куда двигаться – общие подходы уже выработаны. Проблема в том - как совершить необходимый переход, так как  мы имеем дело с  инерционной,  чуткой к социальным изменениям и затратной по ресурсам системой. 

 

Попытки правительств Греции и Франции провести даже небольшие изменения в образовательной политике вызвали волны протеста молодежи и профсоюзов.

 

Но и откладывать необходимые реформы на потом губительно.

 

В Кыргызстане в последние годы делается много хорошего для образования, министерство и педагоги прилагают большие усилия, разработаны и приняты документы с рядом необходимых предложений по изменениям, но в большинстве случаев они не выполняются, а общая ситуация с качеством образования ухудшается.

 

Причины следующие:

 

• Образование рассматривается вне ситуации глобальной конкуренции за человеческие ресурсы и за место в современном мире. Отсюда отсутствие постановки масштабных и актуальных задач на изменение и развитие страны через образование.

 

• Документы разработаны и исполняются в ведомственном подходе, когда образование считается отдельной отраслью народного хозяйства и только Министерство образование и науки несет ответственность за его развитие. А уже очевидно, что это не так – образование проблема и задача разных ведомств, всей страны и общества. В процессы преобразований не включены интересы и усилия других государственных структур, бизнеса, национальной элиты, родителей.

 

• И, соответственно, используемые управленческие средства и механизмы изменений не в состоянии решать такие глубокие и масштабные задачи.

 

Многие эти трудности понимают и предпочитают предлагать косметический ремонт существующей ведомственной системы вместо ее реформирования, так как не надеются или не способны на системные и долговременные изменения. И дело не только в нерадивости наших чиновников, но в необходимости подойти к реформам по-иному.

 

Проблема реформ в образовании критична для будущего страны, для национальной независимости, для судеб наших детей. Не реформированное образование – продление на десятилетия всех недостатков современного общества, что в условиях быстро меняющегося мира резко ухудшит состояние и перспективы государства и общества.

 

Прежде всего, надо посмотреть на ситуацию в среднеазиатском регионе. Мы имеем конкуренцию с нашими близкими и дальними соседями за природные ресурсы, экономическое и культурное лидерство. Понятно, что тот, кто лучше и раньше освоит новую инновационную модель посткризисного развития, тот и выиграет в конкуренции.

 

Инновационным будет не только использование новых технологий, но прежде всего формирование иного взгляда на свои возможности и ресурсы. И главным механизмом реализации инновационной политики должно стать образование.

 

Мы можем, опираясь на образовательные ресурсы стать центром для образования молодежи всего региона. Мы имеем материально-техническую базу, педагогов и русский язык преподавания, как общий для стран соседей. Такую задачу надо ставить и ее решение непременно потребует изменений и в управлении и финансировании образования, и в содержании подготовки, и в ее формах. Это только один из примеров иного взгляда на образовательную политику.

 

Другим примером может выступить учет требований военной  или управленческой реформ – нам нужны подготовленные кадры, способные овладеть современными технологиями борьбы с терроризмом или управления государством.

Принципиально важным является использования для построения будущего нашего культурного наследия, и это требование существенно меняет задачи  гуманитарного образования.

 

Главным ориентиром для всех развитых государств является построение системы образования на всю жизнь. Этого требует стремительно изменяющийся рынок труда и глобальная конкуренция. Только в такой системе обеспечиваются перспективы каждого человека. Пока в нашей стране такая задача среди главных задач реформ даже не ставится.

 

Проявились новые угрозы, которые ранее были исключены  системой воспитания в советской школе – преступный мир сделал школу объектом своего влияния и пока еще не поздно надо на эту угрозу ответить.

 

Вообще, надо внимательно и объективно посмотреть на советскую систему образования и то, что у нас от нее осталось и использовать тот опыт, который соответствует нашим ценностям и задачам. Конечным критерием успешности образовательных реформ должны стать повышение уровня безопасности и конкурентоспособности государства, а также качества жизни граждан.

 

Говоря о реформах, прежде всего надо решить, чего мы 

не должны делать ни в коем случае. Уже понятно, что кавалерийским наскоком и за один год реформы не сделать, а навредить можно очень сильно.

 

Так, чего нельзя делать?

 

• Проводить значительные изменения, не опираясь на четкие, понятные всем исполнителям, ориентиры и знания о реальном положении дел

• Проводить изменения приказом сверху сразу по всей стране и по всем уровням образования

• Отстранять от  разработки и реализации реформ разные группы интересов

• Основываться на единой «правильной» модели для всех форм и направлений образования

• Делать множество не связанных общей целью частных изменений

 

Но именно это мы зачастую и делаем, что и определяет неуспех многих начинаний.

 

А что нужно сделать в первую очередь?

 

• Четко разделить зоны ответственности – за что отвечает только государство, что можно передать бизнесу или гражданскому обществу, что могут взять на себя родители. Ни одно развитое государство в мире сегодня не в состоянии финансировать и полностью управлять всей сферой образования.

• Сделать сферу образования прозрачной для принятия решений – мы должны видеть настоящее положение дел в разных разрезах и для разных задач.

• Разложить необходимые изменения во времени и по затратам. Необходимо выделить то, что можно реально сделать уже сегодня без особых затрат, а только за счет здравого смысла и управленческих решений, а что требует длительных и последовательных усилий.

• Осознать в каком политическом контексте, и в какой системе принятия решений, реформа образования возможна и эти условия обеспечить. В периоды смены власти и неустойчивости за такие масштабные реформы лучше не браться. Новое не будет создано, а старое будет разрушено.

 

С решения каких задач следует начинать процесс реформирования?

 

• С системы управления образованием и ее  законодательным и нормативным обеспечением. Реформировать управление образованием исходя из разделения функций и полномочий центральных, местных органов и образовательных учреждений. Функции управления образованием и оценки его результатов должны быть также разделены.

• С подготовки кадров для реформы. Необходимы новые формы подготовки педагогов и управленцев в области образования.

• С создания информационной, материально-технической, методической, финансовой инфраструктур, обеспечивающей возможность реформ. Продвинуть интернет и дистанционные формы обучения в отдаленные регионы

• С формирования социальной защиты для участников процесса реформ. Вопросы зарплат, пенсий, льгот, возможности переквалификации  должны быть согласованы с задачами и этапами реформ.

 

Какие приоритетные задачи следует решить по уровням и направлениям образования?

 

Возродить в необходимых масштабах и модернизировать систему дошкольного воспитания и образования. Начиная с этого уровня, особое внимание уделять поддержке многодетных семей и детям с ограниченными возможностями.

 

Школа должна обеспечить решение задач инновационного развития общества. Для этого необходимо:

 

• Обеспечить в формах и содержании образования возможность успешной жизни детей в конкурентном технологичном мире через раскрытие различных индивидуальных способностей детей к науке, творчеству, ремеслам, спорту, коммуникациям и т.п. Для этого нужно создать новые образовательные стандарты.

• Выстроить доступную для детей всех национальностей, регионов и социальных групп систему поддержки и раскрытия талантов, готовить этих детей к их активному участию в развитии общества

• Особое внимание уделить фигуре учителя. Сохранять и пополнять кадровый состав школ. В связи с появлением новых технологий образования модернизировать формы и направления подготовки педагогических кадров.

• Необходимо обратить внимание на сами здания школ, их оборудование, возможности для проведения учебных и спортивных занятий. Необходимо проектировать новые и модернизировать существующие здания. Школа должна стать образцовым социально-культурным комплексом не только для учебы, но и саморазвития. В школе должно быть интересно находиться.

• Воспитание должно стать составной частью работы системы образования. Формирование гражданина Кыргызстана, который активно участвует в его жизни, знает и уважает историю и культуру, готов работать на  будущее страны -  вот цель  образовательной политики. Отсюда требование также к системе внешкольного образования. Ребенок должен иметь возможность заниматься интересными для него делами в школе и вблизи дома. Организация осмысленного проведения свободного времени важнейшая социальная задача. Если ее не решать, то можно потерять детей для общества или отдать их преступному миру.

 

Мы должны повысить интерес в обществе к среднему профессиональному и профессионально-техническому образованию.

 

Квалифицированный работник или техник составляют основной контингент на рынке труда. И их надо готовить в соответствии с настоящими и перспективными потребностями рынка. Для этого работодатели должны стать активными участниками процесса управления, формировать заказ и требования к выпускникам системы. Учебные заведения необходимо оснастить оборудованием, соответствующим современным технологическим требованиям.

 

Высшая школа является основным элементом инновационного развития и должна работать на эту цель. Для реализации этой цели необходимо:

 

• Вернуть и усилить исследовательские задачи высшей школы. Исследования, а также проектирование и программирование должны стать составной частью работы и обучения в ВУЗе. Иначе приток молодежи в науку мы не обеспечим.

• Пересмотреть саму технологию организации и содержание вузовской подготовки. В передовых вузах мира успешно опираются на формирование компетенций, игровые и имитационные формы подготовки, стремятся к обеспечению индивидуальных траекторий образования и осуществляют другие новации. Этот опыт следует изучить и осмысленно внедрить в вузах.

• Выяснить качество подготовки и ее востребованность на рынке в разных вузах и на этой основе оптимизировать их количество

• Обеспечить признание наших дипломов на международных рынках рабочих мест и образовательных услуг. Для этого привести наш документооборот и формальные показатели к международным, например, опираясь на требования Болонского процесса.

 

Система переподготовки и повышения квалификации в течении жизни – это то новое, что меняет наше отношение к системе образования. Диплом о среднем или высшем образовании только первый необходимый шаг, чтобы начать свою трудовую карьеру.

Сегодня и особенно в недалеком будущем придется постоянно переучиваться, получать новые специализации и даже менять профессию. Для этого нужна разветвленная и эффективная система повышения квалификации и переподготовки. У нас она еще частична и маломощна.

 

Все эти изменения должны привести к тому, что диплом перестанет быть главным продуктом системы образования, а этапы его получения инструментом коррупции и будет достигнуто желаемое повышение качества образования.

 

Как следует организовать первый подготовительный этап реформ?

 

Необходимо найти механизм, который позволит их осуществить. В России принят путь реформ образования через Национальный проект и этот подход себя оправдывает. Власть предлагает создать Национальный проект развития образования.

 

Министерство образование и науки участвует в проекте, но его основная функция управлять функционированием и модернизацией  существующей системы, а задачи определения и апробации путей развития лежат на проекте.

 

Для проработки этой идеи необходимо создать рабочую группу, которая в течение трех месяцев должна представить проект Президенту на утверждение. Создание рабочей группы поручено Секретариату совместно с Министерством образования и науки.

 

URL: http://www.24.kg/community/2009/06/10/114742.html

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане