Об АРДИ / Новости

Новости

10.06.2009
Головы садовые

Сегодня о проблемах в системе образования известно всем и каждому. При этом виновных в таком положении вещей найти не удается. Руководители вузов обвиняют школы, что те выпускают серую массу. Директора школ жалуются на недостаточное финансирование и намекают, что в первые классы к ним приходят физически ослабленные и не подготовленные к учебному процессу дети. За качество дошкольного образования спросить не с кого, поскольку это звено в нашей образовательной системе фактически отсутствует. - В 1990 году в республике действовало 1694 детских сада. Сейчас их только 575, - отметил министр образования и науки КР Абдылда Мусаев. - В крупнейших городах страны Бишкеке и Оше существовало 461 дошкольное учреждение. Большая часть их была приватизирована и продана. Сейчас в 64 зданиях расположены медицинские организации, 76 отданы различным частным и государственным организациям, в 5 действуют мечети, 18 разрушены, 24 стоят пустые.

    

    А главное, к системе дошкольной подготовки существуют весьма приблизительные требования. Ни воспитатели, ни педагоги, ни тем более родители точно не знают, чему детей учить стоит, а с чем лучше подождать до школы. В результате такой методической разноголосицы в первый класс приходят три группы детей: которым нужно продолжающее обучение, которых нужно учить с нуля и те, которых нужно переучивать. Однако учебная программа на всех одна. В итоге детсадовским детям на уроках скучно, а неподготовленным сложно. И к концу первого полугодия учиться не хочется ни тем ни другим. Отдельные школы пытаются самостоятельно решить эту проблему и проводят тестирование, чтобы "рассортировать" первоклашек.

    - Но официально делать это запрещено, - говорит завуч одной из столичных школ Ольга Краснова. - Считается, что таким образом мы делим детей на первый и второй сорт.

    Несколько лет назад власти обратили внимание на проблему дошкольного образования. Однако вагон проблем сдвинуть с места до сих пор не удается. В столице за два года появилось всего три новых муниципальных детских сада. Единые методические требования к дошкольному образованию так и не были определены. "Не хватает законодательной базы, - решили чиновники и взялись разрабатывать специальный закон "О дошкольном образовании".

    СПРАВКА "МСН":

    Ребенок считается подготовленным к школе, если он умеет адаптироваться в незнакомом коллективе, концентрировать внимание и спокойно сидеть не менее 40 минут, считать до 100 и складывать/вычитать в пределах десятка, знает все буквы, у него развита мелкая моторика рук (что проверяется не письмом, а рисованием). Однако если вы готовите ребенка к поступлению в престижное учебное заведение, перечисленных навыков может оказаться недостаточно. Ваш малыш должен  посчитать до двадцати и обратно, а также "через один" - только четные или нечетные числа, прочитать и с ходу пересказать текст, ответить на предложенные вопросы по тексту, составить связный рассказ по предложенной картинке, продемонстрировать рисунки или иные плоды своего творчества. Кроме того, малышу нужно рассказать заученное стихотворение или спеть песенку. И, наконец, будущий первоклассник должен сдать тест на IQ (коэффициент интеллектуального развития), решив предложенную логическую задачу.

Детский сад

    в законе

    -В  результате низкого охвата детей дошкольным образованием ученики не подготовлены к последующему обучению. Исследования свидетельствуют, что успеваемость учеников, не посещавших дошкольные учреждения, на 24 процента ниже, чем детей, получивших соответствующую подготовку, - объяснил глава комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и информационной политике депутат Иса Омуркулов.

    Оставим на совести народного избранника тот факт, что понадобилось целое исследование, чтобы понять: детский сад - первая ступень в образовательной лестнице и именно за ней должны следовать все остальные. Не будем заострять внимание и на цифре 24 процента (а не 25 или, скажем, 23). Важно, что закон будет. И первое его обсуждение уже состоялось в Бишкеке.

    В законопроекте есть несколько очень важных пунктов. Например, в нем предусматривается приравнивание статуса педагогов дошкольных учреждений к статусу учителей начального образования. Кроме того, наконец оговаривается, что образовательная цепочка "детский сад - школа - техникум или вуз" должна строиться на принципах преемственности, а дошкольное и школьное образование и вовсе быть непрерывным.

    Предусмотрена и еще одна статья, где сказано, что одной из обязанностей дошкольных образовательных учреждений является распространение среди родителей психолого-педагогических знаний об особенностях развития детей дошкольного возраста. Существенное дополнение. Дело в том, что еще в прошлом году, понимая несостоятельность государства в решении проблем дошкольного образования, Министерство образования и науки решило переложить ответственность за подготовку детей целиком на пап и мам. При этом чиновники ссылались на статью 15 Закона "Об образовании", где сказано, что "родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Вследствие чего были сделаны выводы, что именно родители обязаны подготовить ребенка к школе. И за невыполнение этого пункта предлагалось даже предусмотреть уголовную (!) ответственность нерадивых родителей. Разработчики нового закона все же понимают, что эту обязанность надо разделить, поскольку не все мамы и папы, во-первых, понимают, чему и как надо учить, во-вторых, имеют возможность отдать свое чадо в дошкольное учреждение.

    - Чиновники говорят, что родители должны подготовить детей к школе. А как это сделать? - задает риторический вопрос жительница села Барскоон Гульнара. - Сама я заниматься с дочкой не могу, нет ни времени, ни знаний. В нашем селе, где живут семь тысяч человек, нет ни одного дошкольного учреждения. Вообще во всем Джети-Огузском районе есть только один детский сад в селе Тамга. И чтобы попасть туда, очередь надо занимать за пять лет до рождения ребенка.

    В столице ситуация немногим лучше. Бишкекские заведения рассчитаны на 10 тысяч малышей. На деле в них воспитываются более 16 тысяч дошколят. Даже в частных детских садах, плата в которых превышает 100 долларов в месяц, свободные места расписаны на два года вперед.

    - И в ближайшее время новые детские сады вряд ли появятся, - утверждают работники управления муниципальным имуществом. - Дело в том, что за годы независимости ни один муниципальный детский сад перепрофилирован не был. Проданы и приватизированы только ведомственные дошкольные учреждения, но именно они и составляли основную массу. Однако вернуть эти здания не удастся, поскольку они никогда не были собственностью государства.

    Понимая это, депутат Жогорку Кенеша Гульнара Дербишева подняла вопрос о необходимости введения обязательного сточасового подготовительного обучения.

    - Это тоже не выход, - говорят педагоги. - Министерство образования и науки в 2005 году уже разрабатывало и внедряло такую сточасовую программу предшкольного образования для детей, не посещавших детские сады. За полтора месяца их обучали навыкам письма, чтения, сложения. Но этого времени оказалось недостаточно для формирования усидчивости и внимательности, умения общаться с другими детьми и учителями, а также для развития навыков самоконтроля и самоорганизации поведения, то есть главных привычек, необходимых для успешного обучения.

    В общем, пока чиновники пытаются поднять престиж профессии воспитателя и обучить родителей методике подготовки детей. Не густо. Но даже эти робкие шаги навстречу дошкольному образованию потребуют из госбюджета, по подсчетам вице-премьер-министра республики Уктомхан Абдуллаевой, более 18 млн сомов. Так что вся надежда на частную инициативу. Кстати, если государство не может решить проблему детских садов, то почему бы не стимулировать предпринимателей, предоставив им, например, налоговые льготы? Но этот пункт в новом законопроекте не предусмотрен.

    СПРАВКА "МСН":

    В Кыргызстане в 1790 селах нет детских садов. Вокруг Бишкека 54 жилмассива, в большинстве из них дошкольных учреждений также нет. Подготовленными (учитывается подготовка в детских садах, на специальных курсах и в домашних условиях) в школу приходят только 20 процентов первоклассников. У 25 процентов детей до 7 лет дома нет ни одной детской книжки или развивающей игры. 10 процентов детей дошкольного возраста регулярно остаются одни или под присмотром сестер или братьев, возраст которых не превышает 12 лет. Инвестиции в образование в Кыргызстане за последние годы снизились с шести процентов ВВП до трех. А доля расходов на дошкольное образование сократилась почти на полтора процента - с 6,87 до 5,18. Согласно штатному расписанию, в детских садах республики должны работать 3600 педагогических работников. Но на деле их только две тысячи, из них лишь половина имеют вузовский диплом, почти 35 процентов не получили среднего профессионального образования, а у 5 процентов нет даже аттестата зрелости.

Иллюзия инклюзии

    В  законопроекте "О дошкольном образовании" есть еще один весьма примечательный пункт.

    - Впервые в проект закона введено понятие "инклюзивного образования", - говорит одна из инициаторов документа депутат Галина Куликова. - Особенностью законопроекта является социальная защита детей дошкольного возраста с различными отклонениями и заболеваниями. Так, детям со специальными нуждами гарантировано право на посещение государственных, муниципальных и частных дошкольных образовательных организаций и содержание в них за счет государства.

    За модным термином "инклюзивное образование" скрывается весьма важная проблема: право детей-инвалидов на обучение в обычном (не специальном) учебном заведении.

    - Такова международная практика воспитания детей, мы постепенно будем внедрять подобные элементы. Думаем, что это послужит их более эффективному психологическому развитию, - считает Галина Куликова. - Ведь присутствие в обычных детских садах и школах инвалидов, нуждающихся в помощи, может стать фактором нравственного воспитания здоровых ребят.

    Сейчас в столице действует 10 специализированных детских садов - для слабослышащих, слабовидящих и детей с отклонениями в речи.

    - Дети с другими физическими недугами или умственными отклонениями оказываются вне образовательной цепочки, эту систему нужно изменить.

    Обратите внимание, дети с особыми нуждами получают право на обучение в дошкольном детском саду. Но смогут ли они этим правом воспользоваться? Ведь в нашем обществе все рассчитано на здорового человека. А инвалидам (всем, а не только детям) для нормального существования необходимы пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты... Однако важно то, что государство готово признать существование детей с особыми образовательными потребностями, обеспечить их педагогами и создать условия, при которых они получат образование и подготовятся к самостоятельной жизни.

    СПРАВКА "МСН":

    Депутаты предлагают создать альтернативные детские сады, куда ребенок будет приходить только учиться. Занятия в таких учреждениях будут проводиться посменно: одна группа отзанимается два часа и пойдет домой, после чего придет другая. Еще один путь выхода из кризиса - придать официальный статус нулевым классам.

Адрес материала: http://www.msn.kg/ru/news/27215/

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане