Об АРДИ / Новости

Новости

09.04.2011
Аналитическая справка и предложения по проблеме образования и социального сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями, включая детей с


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ.

ОПЫТ КЫРГЫЗСТАНА, СТРАН БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ.

ФОКУС – ДЕТИ С УМСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Бишкек, Кыргызстан, 1-3 марта 2011 г.

 

Аналитическая справка и предложения по проблеме образования и социального сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

  I.             Кыргызское законодательство и право детей с ограниченными возможностями на обучение и обеспечение образовательными услугами.  

В последние два десятилетия государство сделало ряд последовательных шагов к гуманизации общества, чему значительно способствовало присоединение к международным договорам, иным международным актам, излагающих общепризнанные принципы и нормы в сфере прав и жизненного устройства детей с проблемами физического и психического развития.

К сожалению, принятые Законы только декларируют позитивные условия для конструктивного взаимодействия государства с заинтересованными сторонами по обеспечению надлежащих мер в воспитании, образовании, реабилитации детей с инвалидностью, но, как показывает практика, они не обеспечены механизмами реализации.

Мы знаем, что в последнее время при поддержке общественных организаций, специалистов министерств и ведомств ведется интенсивная работа в межведомственной комиссии по социальным реформам, профильных Комитетах Жогорку Кенеша для внесения поправок в социальное законодательство.

 

В этой связи мы считаем важным подчеркнуть для законодательных органов следующие положения:

  • Законодательство – ключевая стратегия развития образования, где специальное образование не отдельный элемент законотворчества, декларирующий общие положения.
  • Законодательные рамки позволяют сводить воедино многообразные противоречивые элементы, существующие на национальном и местном уровнях в вопросах социальной политики в адрес инвалидов.
  • Именно законы позволяют адресно и целенаправленно обеспечить расходование средств в интересах определенных слоев населения, административно регулировать и поддерживать право на образование, как в государственных, так и в альтернативных видах образовательных учреждений, начиная с ранней помощи до независимой жизни, а также прижизненного социального курирования лиц, неспособных к самостоятельному жизнеобеспечению.
  • Законодательство позволяет изменить подходы и имеет стабильный статус в том случае, если оно является установочным для всех субъектов. Документы Министерства образования в виде рекомендательных писем можно трактовать произвольно, исходя из «местных ресурсов», что ущемляет конституционные права детей, молодых людей с инвалидностью и их семей.
  • Законодательство по специальному/инклюзивному образованию должно основываться на современных научных представлениях и понимании физических и умственных недостатков, позитивном влиянии образования на психический статус детей и подростков. Мы должны говорить об устранении закрепившихся негативных стереотипов у части медицинских и педагогических работников относительно «необучаемости», «некурабельности» детей с тяжелыми формами психофизического развития.
  • Законодательство в области специального/инклюзивного образования должно учитывать позитивный опыт последнего десятилетия. Ссылки на ограниченность ресурсов не оправдывают ожиданий со стороны общества и специалистов, они ведут к негативным последствиям, внедряют недолгосрочные и малоприемлемые услуги вместо обеспечения лиц с инвалидностью доступным, дифференцированным образованием.

 

II.           Обеспечение и реализация государством прав детей с инвалидностью, лиц с нарушениями физического и психического развития.

 Анализ.

Отсутствие в Кыргызстане единой системы учета детей с инвалидностью и лиц с особыми образовательными потребностями не дает возможности представить реальные количественные данные указанной категории детей. Статистические сведения из разных ведомств (Министерства соцзащиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения) значительно расходятся.

Так, показатели детской инвалидности превышают официальные данные в 22 тысячи детей с инвалидностью по разным оценкам на 20-40%, что связано с тем, что очень многим детям инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо.

По среднестатистическим данным в других странах основную часть детей с инвалидностью от 0 до 17 лет составляют дети с нарушениями психической деятельности, с заболеваниями и патологией ВНД (головного мозга), дети с множественными или комбинированными нарушениями. Их число по отношению к другим нарушениям (по состоянию здоровья) составляет, по самым скромным оценкам, 61%. Здесь не учитываются дети с легкими формами умственной отсталости, дети с патологией речи, ряд состояний, относящихся к «метаболическим нарушениям», которые, как известно специалистам, значительно снижают возможности психического и интеллектуального развития ребенка.

Квалификационная путаница, неточность терминологического аппарата приводят к подмене понятий. Так, тенденция понимать инвалидность как ограничение только физических возможностей, приводит к социальному игнорированию детей с психоневрологическими заболеваниями, специфическими состояниями нервной системы и психики в целом, с шизофренией, психопатией, тяжелыми детскими неврозами и др., а также детей с расстройствами аутистического спектра.

Мы не знаем, сколько у нас детей с особыми образовательными нуждами, соответственно, мы не можем посчитать и спланировать финансовый и содержательный запрос на подготовку специалистов различных профилей, организацию различных форм образовательных услуг с учетом индивидуального дифференцированного подхода и т.д.

Резко выросло в процентном отношении количество детей-сирот, причем наиболее остро стоит вопрос с социальным сиротством. Нарушена естественная последовательность государственных приоритетов в области политики сохранения института семьи, защиты материнства и детства:

·                     Уже при рождении ребенка с явными патологическими признаками, медицинский персонал роддома, не имея достаточных знаний о возможностях психического развития ребенка, опираясь лишь на клинический диагноз, предлагает родителям отказаться от воспитания собственного ребенка, что часто влечет за собой отказ от ребенка и множит количество социальных сирот.

·                     Семья, решившая оставить ребенка, попадает в информационный и социальный вакуум, испытывает тяжелый психологический стресс.

·                     В системе государственных учреждений, как правило, доминирует медицинский подход, при котором осуществляются лишь лечебные мероприятия, исключающие психологический и социальный прогноз развития личности. В результате, ребенок «приговаривается» к пожизненному диагнозу, а семья «выпадает» из активной жизни общества. Возникают проблемы в социальных контактах, нарастает угроза конфликтов и психологических стрессов. Вследствие возникших трудностей, семья нередко распадается, возникают предпосылки для социального сиротства такого ребенка.

·                      Социальные службы, которые должны оказывать помощь ребенку и семье, отличают системные проблемы:

- низкий уровень зарплат,

- недоукомплектованность кадрами,

- невысокий профессиональный уровень сотрудников,

- отсутствие норм и правил межведомственного взаимодействия,

- отсутствие комплексного подхода.

 Особенно остро эти проблемы ощущаются за пределами областных центров, где все виды помощи либо отсутствуют, либо родители не имеют возможности получать ее своевременно и системно.

 

·                      В образовательных учреждениях родители сталкиваются с проблемой дефицита квалифицированных специалистов в области семейной и специальной психологии, коррекционной педагогики, социальном праве и недостаточностью материально-технических условий для оказания психолого-педагогической помощи ребенку.

·                     Отсутствие качественной и доступной помощи вынуждает одного из родителей оставить работу, что снижает уровень жизни в семье.

·                     Действующие нормативно-правовые и финансовые механизмы поддержки семьи с ребенком с инвалидностью по исполнению законодательства не соответствуют современным представлениям о достойном качестве жизни.

При этом уровень такой поддержки в разных регионах существенно разнится, что нарушает конституционные права граждан на получение гарантированного объема и качества услуг, независимо от места проживания.

  

Наиболее сложным и дискриминирующим права ребенка является феномен детдомов-интернатов в системе Министерства социальной защиты, а также Домов ребенка для детей дошкольного возраста. Именно здесь специалисты чаще всего сталкиваются с необоснованно заниженной оценкой психофизических возможностей детей с инвалидностью, с их тотальной изоляцией по признакам «необучаемости», отсутствием каких бы то ни было шансов получить элементарное психолого-педагогическое сопровождение с 4 до 18 лет, а далее – безвестная жизнь в психоневрологических интернатах. Данная система нуждается в кардинальном изменении. Признавая факт того, что большая часть пациентов интернатов действительно имеют сложные нарушения психофизического развития, необходимо также признать их первоочередное право на педагогическую помощь, на достойные условия жизни по факту рождения как человека.

Необходимы развитие и поддержка системы Психолого-медико-педагогических комиссий Министерства образования, а также усовершенствование их работы. Психолого-медико-педагогические комиссии на практике очень часто допускают ошибки в психолого-педагогической диагностике из-за низкой профессиональной квалификации членов ПМПК, а также из-за превалирования психиатрических и неврологических диагнозов, препятствующих доступу ребенка к образовательным услугам.

Отсутствие поддержки государства к результатам деятельности НПО мешает развитию альтернативной инфраструктуры для лиц с инвалидностью, что также препятствует интеграционным процессам, так как большая часть организаций существует на краткосрочные гранты или на те небольшие средства, поступающих от родителей в виде членских взносов или за оказание дневными центрами услуг. Отсутствие помещений, современной материальной базы, льготных кредитных и налоговых преференций чрезвычайно усложняют деятельность инициативных НПО и родительских ассоциаций, которые (в отличие от большинства государственных учреждений) нацелены в первую очередь на создание доступных и оптимальных условий для развития личности ребенка с инвалидностью, что является неотъемлемым правом любого человека.

Все указанные проблемы усугубляются отсутствием механизмов поддержки семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития:

 

 В связи с вышеуказанным нам представляется целесообразным и необходимым:

  • Создание общей (межведомственной) информационной статистической базы данных, как по детям с инвалидностью, так и по детям, нуждающимся в особых условиях воспитания и обучения (на национальном и региональных уровнях). Это позволит проанализировать истинное положение дел и подготовить целевые программы усовершенствования всей системы психолого-педагогической помощи детям с инвалидностью и детям с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей и доступности (подготовка кадров, учебно-методическое сопровождение, создание адаптированной инфраструктуры и т.д.)
  • Правовое, психологическое, социальное сопровождение молодых матерей (до 18 лет), дети которых рождаются вне брака, а также одиноких матерей, не имеющих материальной возможности обеспечить ребенку достойное семейное воспитание.
  • Создание широкой системы просвещения и поддержки социальных служб в помощь семье для профилактики сиротства.
  •  Развитие сети раннего (с момента рождения) комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей группы риска, детей с патологией развития.
  • Увеличение государственной финансовой поддержки семьи, не желающей отдавать ребенка в интернат, но не имеющей достаточных средств на его содержание и воспитание.
  • Создание и усиление мобильных специализированных служб помощи ребенку, защищающих его физическое, психическое и нравственное здоровье в семьях группы «риска», в чрезвычайных обстоятельствах.
  • Разукрупнение интернатов, введение в штатное расписание  

   педагогов-воспитателей, коррекционных педагогов, реабилитологов.

Инновационный опыт последних лет в ряде стран СНГ показывает качественную позитивную динамику в развитии этой категории детей с инвалидностью.

Опыт зарубежных стран так же убедительно доказывает, что именно к этой группе населения больше всего привлекается помощь со стороны волонтеров, общественных организаций, ассоциаций. Доступность, открытость к разнообразным формам общественной помощи позволяют менять сознание и отношение людей к инвалидности.

Здесь также важна консолидация специалистов в области коррекционной педагогики, ассоциаций родителей в защиту прав детей с инвалидностью, в том числе оставшихся без попечения родителей.

·         Изменение структуры и функций психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность ПМПК должна сертифицироваться и контролироваться.

·         Создание сети Центров досуга и трудовой занятости молодых людей, к которым по-прежнему применяется понятие «нетрудоспособный», что трактуется как социальная неполноценность. К этой категории чаще всего относят лиц со сложными нарушениями развития, с негрубыми психическими заболеваниями, с ограничениями к самообслуживанию. Именно здесь кроется резерв для негосударственных реабилитационных организаций, чьи услуги могут быть востребованы на договорной основе с социальными службами.

·         Совершенствование Положение о работе МСЭК в части обязательного  согласования протокола обследования с ЛОВЗ или его опекуном при установлении инвалидности.

·         Создание условий для подготовки и переподготовки кадров, работающих в МСЭК.

·         Разработка Национального гарантированного перечня по оплате услуг в рамках ИПР.

·         Включение в Национальный гарантированный  перечень по ИПР оплаты специальных образовательных услуг.

·         Разработка механизма оплаты услуг, оказанных инвалиду по ИПР (индивидуальной программе реабилитации) в негосударственном секторе на основании документов (договоров), удовлетворяющих заинтересованные стороны.

 

III.          Интеграция, общее и специальное образование, пути взаимодействия.

Анализ.

Различные административные реформы последних лет привели к целому ряду проблем в системе специального образования и социального развития как в Министерстве образования, так и в Министерстве социальной защиты. Вместе с тем, важность административной поддержки очевидна: она формирует характер и перспективы развития предоставляемого образования, обеспечивает необходимую координацию между наукой и практикой (программы, учебники, кадры), создает необходимую основу для цельной и прочной национальной структуры. При отсутствии поддержки национальных министерств и их подразделений, которые отвечают за образование для лиц с особыми нуждами и их социальную интеграцию, возникают дезинтегрирующие процессы в деятельности специальных вузов, кафедр, занимающихся проблемами специального образования, подготовкой кадров и решением других задач, что совокупно разрушает целостность образовательного пространства, способствует тенденциям к игнорированию административной поддержки на местах в части образовательных услуг для лиц с особыми нуждами.

 

Опыт многих стран показывает, что эффективная и должным образом организованная административная служба имеет решающее значение для разумного использования экономических средств и обеспечения социальных целей политики государства в адрес лиц с особыми нуждами.

Без срочного решения вышеуказанных проблем нам не только не удастся коренным образом что-то изменить, мы недалеки от того, чтобы утратить то немногое, что имеем.

 

К вопросу об интегрированном образовании.

Исходные взгляды большого числа демократических стран на интегрированное или инклюзивное образование рассматриваются в широком контексте социально-общественных отношений, где каждая личность уважается и признается. В данном контексте нет оснований не солидаризироваться с идеями инклюзивного (включающего) образования, но при его анализе возникает ряд важных дискуссионных и практических проблем, без решения которых есть опасность механического внедрения моделей инклюзивного образования в Кыргызстане.

Во многих успешных стран (Канада, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, США, Германия и др.), где отмечается экономическая и правовая стабильность идеи включенного образования, успешно действуют общая, специальная и альтернативная формы в системе национального образования. Здесь достоинством является право выбора родителей (и возможность осуществить это право) при безусловной готовности государства оказывать помощь семье и ребенку.

Для отечественной психологии и педагогики существование разных категорий учащихся, каждая из которых имеет свои особые образовательные потребности, является фундаментальным фактом, на котором строится дифференцированная система образования, где на одном полюсе «одаренные дети», на другом – дети с психическим недоразвитием (умственно отсталые). Попытка перенести знания и смысловые ориентиры образования из одной системы в другую неизбежно наталкиваются на серьезные трудности методологического, профессионального, организационного характера.

Для того, чтобы идеи интеграции реально «заработали» необходимо соблюдение целого ряда условий социального, общественно-политического, правового, экономического свойства, на что потребуется большой промежуток времени.

С учетом вышеназванных факторов, проблемы включенного образования в наибольшей мере сегодня тревожат специалистов в области коррекционной педагогики и представителей родительских ассоциаций, неудовлетворенных существующей системой услуг для детей с нарушениями развития.

Для специалистов, имеющих большой научный и практический опыт в вопросах изучения, обучения, воспитания разных категорий детей, очевидна необходимость поэтапного, последовательного перехода к интегрированным процессам. Для этого очень важно предусмотреть:

  • Нормативно-правовое обеспечение всех структурных элементов образования
  • Новые нормы финансирования образовательных учреждений с интегрированной формой обучения
  • Материальное переоснащение образовательной среды, разработку критериев и технологий, адекватных целям инклюзивного образования.
  • Модификацию учебных планов, программ, учебников, степени их концептуальной сложности.
  • Подготовку и переподготовку педагогических кадров из двух существующих систем: общего и специального образования
  • Разработку новых стандартов образования в высшей школе, введение нового перечня специальностей и квалификаций по направлениям: психология, педагогика, социальная работа.
  • Разработку стандартов и критериев аттестации учащихся в условиях инклюзивного образования.
  • Создание системы постшкольного образования, предусматривающей льготные квоты в вузы, на рабочие места, адаптированные к психофизическим возможностям лиц с особыми нуждами.

В целях поэтапного содержательного перехода к инклюзивному образованию представляется целесообразным на переходном этапе создать:

·         Единый планирующий и координирующий орган на высшем уровне, который разработает четкую политику в области интеграции и стратегии ее реализации в Кыргызстане (краткосрочные и долгосрочные планы).

·         Целевые пилотные проекты для разработки моделей инклюзивного образования на основе современных тенденций и инновационного опыта в ряде стран СНГ и Европы (РФ, Армения, Болгария, Латвия, Великобритания).

·         Мультидисциплинарную команду с привлечением науки, специалистов высшей школы, практических работников образовательной сферы и

Рассылка обновлений

Наши партнеры

 

ICCO

Фонд Абилис

Фонд Сорос Кыргызстан

Азияинфо

Кросслинк Девелопмент

Министерство Социального Развития Кыргызской Республики

Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Республике

Немецко-Кыргызское Культурное Общество (http://www.dkk-verein.com)

Полный список партнеров

Hoster.KG Хостинг для лучших сайтов


  Погода в Кыргызстане